ФИНСКИЙ ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Наш блог писал о том, как Финляндия в Россию своё образование продаёт. Также мы предположили, что финские «читальные собаки» вполне могут стать новым экспортным товаром. А после опубликования рейтинга PISA-2012 появились новые свидетельства, что Финляндия намерена превратить образование в серьёзную экспортноориентированную отрасль своей экономики.

учебники
Финские учебники и рабочие тетради. Фото: yle.fi

В первых европейских университетах языком преподавания была латынь и студенты могли свободно переходить из университет в университет. В течение нескольких веков абсолютными лидерами по популярности оставались немецкие университеты. Начиная с первого немецкого Карлова университета в Праге, немцы ещё в раннем Средневековье создали, по сути, сеть университетских франшиз, как их назвали бы сегодня. Вокруг университетов возникли целые народно-хозяйственные комплексы, включавшие жильё для профессоров и студентов, университетские клиники, предприятия общественного питания, бани, прачечные, и так далее — вплоть до кладбищ. В значительной мере эти комплексы существуют и до сих пор. Трудно даже представить себе сколько денег было пропущено через них за минувшие века. Образование — это даже больше, чем золото; его можно переносить в головах и его не отберут ни на какой таможне.

Однако, времена всё-таки меняются. С мирового рынка образования немцев изрядно потеснили в 20-м веке, сделав основным языком преподавания английский и уже одним этим поспособствовав перераспределению денежных потоков в английские и американские школы и университеты. Все страны мира оказались перед практически безальтернативным «выбором»: для доступа к качественному образованию, современным технологиям необходим английский язык. Причём, не на уровне «читаю со словарём», а качественный уровень свободного владения языком.

Проблема качественного английского языка в разных странах решается по-разному. Какие-то страны пользуются сходством своих национальных языков с английским — Швеция, например — и без особого напряжения ввели всеобщее раннее изучение английского. Бывшие английские колонии — Индия, Мальта, некоторые африканские страны — сохранили английский в качестве основного государственного, невзирая даже на нелюбовь к англичанам в некоторых из них.

В самом же интересном положении оказались страны, традиционно не желающие «уступать английскому» — это Франция, Германия и Россия, а также малые государства, национальные языки которых не родственны английскому, например, Финляндия. Немцы первыми поняли, что к чему и, хотя и продолжают по всему миру через свои посольства и культурные представительства насаждать изучение немецкого языка (как выразился один российский публицист, сегодня изучение немецкого языка в российских школах — это крупнейшая диверсия против России, заложенная Третьим Рейхом), однако же, в большинстве университетов Германии они ввели хотя бы по факультету с преподованием на английском и практически перешли на английский в докторантуре.

Крепко держатся за свой французский язык французы. Но, в результате, во всём мире о французском образовании чаще всего знают только одно слово — Сорбонна. И на самом деле сложилась любопытная ситуация, когда сразу несколько французских университетов называются Сорбонскими — видимо, иначе в них иностранных студентов просто не завлечь.

Россия же, как всегда, идёт своим путём. Под разговоры о «мягкой силе» русской культуры, основанной на изрядно растранжиренном наследии классиков русской литературы и музыки 19-го века, на учёбу в российские школы завлекают студентов, часто совершенно не отягощённых знанием русской культуры, но интересующихся относительной доступностью для них обучения в России. Однако, теперь и в России появился университет «Сколково», где обучение на английском и никакой халявы.

Финляндия в образовании в какой-то мере тоже шла «своим путём», напоминающим российский. Так, вместо того, чтобы «с самого ранья» серьёзно учить английский, финским школьникам всегда приходилось учить «второй государственый» язык — шведский. Результат этого обучения практически такой же, как результат некачественного изучения английского в российских школах: практически никто из «обычных» взрослых финнов, не чиновников, шведским языком на самом деле не владеет.

Однако, в Финляндии уже довольно давно появились новые вузы — это, например, университет Аалто (Aalto-yliopisto) и другие университеты, основной язык в которых английский.

Финны очень серьёзно занялись основной школой. Будучи страной «скандинавского социализма», и внедрив в образование множество «гендерных» и других программ в области либерализма, страна, тем не менее, сумела удержать свою школу в достаточно жёстких рамках.

Например, в финских школах нет такой проблемы с дисциплиной, а то и откровенным хамством учащихся, какая сплошь и рядом бывает в российских школах. Может показаться странным, но в поддержании дисциплины в финских школах играет традиционное неприятие финским обществом коррупции. Финскому школьнику и в голову не придёт требовать от учителя поставить ему отметку, которую он не заработал (тем более попросить папу купить ему аттестат). А со школьными отметками очень жёстко связано поступление в вуз, и не только финский. Кроме того, во многих университетах мира, куда свободно могут поступать выпускники финских гимназий, размер платы за обучение прямо зависит от школьных отметок. Поэтому в финской школе самому можно учиться слабенько, но нельзя мешать учиться всем остальным.

В последнее время через государственный финский портал yle.fi развёрнута дискуссия о праве учителя адекватно реагировать на грубость учеников. Все понимают, что это тонкая тема, что дети не роботы и педагог должен уметь владеть ситуацией, но осознают и опасность чрезмерного либерализма в этом деле. Многие финны считают, что учитель вправе прикрикнуть, да и не только, если ученик плохо себя ведёт.

lukukoira2
«Читальная собака»Бёрье слушает детей. Финских детей часто учат чтению не в школьных классах, а в библиотеках. Foto: YLE

Финской школе и есть, к чему стремиться и, как говорится, есть, что терять. Ведь, можно вполне обоснованно сказать, что 7-е место Финляндии в мировом рейтинге качества школьного образования стоит дороже первых шести мест, поскольку финское образование не основано, как в Азии, на жесточайшей дисциплине и фактической перегрузке учащихся.

Секретарь министерства образования Финляндии Анита Лехикойнен (Anita Lehikoinen) считает, что финской системой образования сейчас заинтересовались во всём мире, особенно во многих азиатских странах.

— В нынешней ситуации мы определённо должны работать ещё больше. Мы должны и рассказывать о финской «истории успеха» в более широком, чем ранее, контексте. Особенно развивающиеся страны интересует, каким образом маленькая страна всего за несколько десятилетий поднялась к мировым вершинам во многих отраслях и стала действительно конкурентоспособной.

В финском министерстве образования создали экспертную группу, изучающую вопросы эскпорта образования. По мнению Лехикойнен, интерес к финскому образованию объясняется в первую очередь не высоким местом в рейтинге PISA-2012, а тем фактом, что страна реально занимает лидирующие позиции как в Европе, так и среди стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

Одна из сфер, где качество финского образования проявляется особенно ярко — это производство компьютерных игр. Недаром, например, проект Angry Birds часто сравнивают с Nokia. Руководитель отдела маркетинга фирмы Rovio, занимающейся производством игр, Петер Вестербака (Peter Vesterbacka) считает, что никакие позиции в рейтинге уже не влияют на репутацию финского образования.

— Если посмотреть на Rovio или другие фирмы, осуществляюшие экспорт знания, мы не опасаемся влияния рейтинга PISA на наши позиции. Для нашей деятельности большее значение имеет репутация финского образования в целом. А места в рейтингах приходят и уходят.

Однако, Вестербака надеется, что данные рейтинга PISA вновь заставят финнов задуматься о том, что образование и дальше следует развивать общими усилиями, но не любой ценой.

— Не верю, что какой-то выход в разрешении проблем есть в опыте стран Азии, чей путь слишком жёсткий. Нам и дальше надо развиваться своим путём.

Вестербака также считает, что необходимо как можно раньше начинать изучать иностранные языки и иформатику.

Не надо даже уточнять, что под иностранными языками он имеет в виду английский.

Кстати, министр культуры Финляндии предлагает изучать в финских школах русский алфавит.

Но это уже другая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *