РЕЙТИНГ PISA-2012: ФИНЛЯНДИЯ И ЭСТОНИЯ В ЛИДЕРАХ

Международный рейтинг качества школьного образования PISA-2012 (Programme for International Student Assessment), опубликованный Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD — Organisation for Economic Co-operation and Development) подтвердил известное: в лидерах страны, не на словах, а на деле выбравшие инновационный путь развития экономики.

В финской школе (учат закон Ома):

школа+финская
Фото: Heikki Saukkomaa / Lehtikuva

В рамках проекта PISA-2012 проводились исследования как в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития, так и не входящих в неё. По специальным методикам вычислялись средние уровни образования школьников по основным предметам школьной программы, а также навыки чтения. Первые шесть мест в PISA-2012 заняли азиатские страны: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Южная Корея, Япония и Тайвань

В шведской школе. (Здесь и далее — снимки школы в Хэгерстене (Hägersten), Стокгольм, Швеция, построенной по проекту архитектора Розан Бош (Rosan Bosch) ) :

шведская+школа+1
Фото: © Kim Wendt

Согласно рейтингу PISA-2012 снова есть повод веселиться у Финляндии: 7-е место в мировом рейтинге и 3-е среди группы стран-участников OECD характеризует финское школьное образование как одно из лучших в мире.

Ещё больше результатам рейтинга может радоваться Эстония: 8-е место, сразу за Финляндией, говорит о том, что эстонская школа не только сохранила «лучшие традиции советской школы», но сделала колоссальный рывок в повышении качества образования.

38-у место Швеции в рейтинге PISA-2012 в Финляндии считают просто катастрофой шведской системы образования.

— В Швеции ситуация довольно катастрофическая,- говорит профессор института Образования университета города Ювяскюля (Jyväskylän yliopiston Koulutuksen tutkimuslaitos) Йоуни Вялиярви ( Jouni Välijärvi). — Если сравнить данные рейтингов за несколько лет, то видно, что показатели Швеции постоянно снижались.

В этом свете, ясно, что предпринимаемые в Швеции попытки разрешить проблемы школьного образования оказались довольно неудачными. Швеция в последние годы шла по пути приватизации и развития конкуренции в области школьного образования.

Улучшила свои показатели, по сравнению с прошлым годом, Германия. Немцев несколько огорчает отрыв от первых шести лидеров списка: 16-е место в рейтинге это, конечно, далеко не 6-е. Хотя, всё-таки логичнее было бы немцам стремиться догнать Эстонию.

Россия в рейтинге PISA-2012 расположилась на 39-м месте, сразу за Швецией. Радовать при этом может то, что место России лучшее среди всех стран бывшего СССР — кроме, разумеется, стран Балтии. А также то, что, в отличие от той же Швеции, российские показатели улучшились по сравнению с прошлыми годами.

Если же о российских результатах рейтинга PISA-2012 говорить конкретнее, то обращает на себя внимание неумение российских школьников решать практические задачи и откровенно низкий показатель — 42-е место! — читательской грамотности.

То, что российские дети стали меньше читать, не новость. Понятно, что мало читающие школьники высоких мест в рейтинге не займут.

Не играет ли в России отрицательную роль «приватизация и развитие конкуренции» — ну, прямо как в Швеции — в области образования? Ведь, ни для кого не секрет, что часто отличные знания городских школьников — это результат усилий репетиторов, то есть, частного образования, сросшегося, перепутавшегося с общественным. Репетиторы обучают отдельных детей — тех, кому это доступно, а средний уровень знаний школьников падает…

Справка блога Луокса:

Шведская школа (как и финская) демонстрирует постиндустриальный подход к образованию. Его особенность, в частности, — широкое применение «гендерных программ», целью которых является чтобы у детей в жизни были равные возможности, независимо от пола. Изучение английского языка с раннего возраста (на английском свободно говорит 95% шведов в возрасте до 45 лет), информатики, обучение коммуникации в социуме, а также принципам свободы и демократии также являются основой шведской системы образования.

Муниципалитеты тратят на сферу образования свыше 40% от своих доходов. В целом, Швеция тратит на образование 6,3% ВВП, в то время как средний показатель по ОЭСР — 5,7% (в России – 3,4%).

О некоторых новаторских подходах в образовании Финляндии наш блог писал, например, здесь, а Швеции здесь.

школа+2
Фото: © Kim Wendt
школа+3
Фото: © Kim Wendt
школа+4
Фото: © Kim Wendt
школа+5
Фото: © Kim Wendt
школа+6
Фото: © Kim Wendt
школа+7
Фото: © Kim Wendt
школа+8
Фото: © Kim Wendt
школа+9
Фото: © Kim Wendt
школа+10
Фото: © Kim Wendt
школа+11
Фото: © Kim Wendt
школа+12
Фото: © Kim Wendt
школа+13
Фото: © Kim Wendt

РЕЙТИНГ PISA-2012: ФИНЛЯНДИЯ И ЭСТОНИЯ В ЛИДЕРАХ: 2 комментария

    1. Ещё трудней поверить, что «азиаты» учатся по 13 часов в день, а не меньше! И обратите внимание: в Южной Корее самый высокий в мире уровень самоубийств среди молодёжи считают прямым следствием слишком интенсивной учёбы и задумываются о том, чтобы учиться менее напряжённо: лучше уж как в Швеции!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *